14 ноября 2019 г. Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную Литургию в северном приделе Софийского собора – Усекновения Главы Иоанна Предтечи. После богослужения Владыка посетил мастерскую реставрации монументальной живописи, расположенную на территории новгородского кремля. Руководитель мастерской Т.А. Ромашкевич показала архипастырю и сопровождавшим его лицам фреску XV века «Богоматерь на Престоле»,  подготовленную к дальнейшему монтажу на переносную основу.

Древлехранитель Новгородской епархии Т.Ю. Царевская напомнила гостям историю появления этого удивительного памятника древнерусской монументальной стенописи: «Изображение Богоматери с Младенцем на престоле» некогда украшало грань одного из столбов в соборе и представляло собой чтимый образ, своего рода икону, выполненную в технике фрески. Согласно летописи, она была исполнена повелением архиепископа Ионы и, таким образом, имеет точную дату — 1466 год. В конце XVII века во время одного из ремонтов эта фреска была сбита и попала в подсыпку под новый уровень пола. В 1960-е годы несколько её фрагментов были обнаружены во время археологических исследований и переданы в Новгородский музей без обозначения места нахождения. Вскоре после того, как Софийский собор был передан Русской Православной Церкви, в 1993-1994 гг. при устройстве перекрытия археологического раскопа в этой части храма было выявлено значительное количество фресковых фрагментов, которые сотрудниками Хранительской службы Софийского собора были состыкованы между собой, составив основную часть настолпной композиции. Ими же была установлена принадлежность вышеупомянутых переданных в 1960-е годы в музей фресковых фрагментов, которые дополнили данную композицию.

Благодаря точной датировке, точно установленному местонахождению в интерьере Софийского собора, особой иконографии (образ Богородицы Всесвятой – Панахранты – благословляющей основателей сего храма и сам созданный ими храм), данная композиция представляет важное звено в истории древнерусской живописи и имеет особую религиозную ценность как чтимый образ, связанный с древней традицией соборного почитания православных фресковых икон.

Успешное завершение реставрации композиции и её предстоящий (в случае согласования Министерством культуры РФ) монтаж на твердую переносную основу позволяют надеяться на возвращение чтимого образа в интерьер Софийского собора, в среду изначального пребывания. Это позволит восстановить его первоначальную функцию, а также обогатит интерьер выдающегося памятника архитектуры еще одним подлинным, принадлежащим ему, произведением древнерусской живописи».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *