Праздник Воздвижения Креста Господня в истории Софийского собора

27 сентября по новому стилю Русская Православная Церковь празднует Воздвижение креста Господня. Издревле в кафедральном Софийском Соборе этот праздник отмечался особо торжественно. Связано это с тем, что главный престол Софии Новгородской был освящен в 1052 году в праздник Воздвижения или, скорее всего, накануне этого дня, когда вспоминается Обновление храма Гроба Господня в Иерусалиме.[1]

Сначала это день и отмечался, как престольный праздник в современном его понимании. Как убедительно показали исследователи: в византийской и русской богослужебной практике X – XV вв., основанной преимущественно на Студийском Уставе, отсутствовало само понятие престольного праздника. Вместо него ежегодно отмечалась очередная годовщина освящения той или иной церкви, называвшаяся обновлением храма.

Об этом также свидетельствует сохранившийся «Требник» (или «Потребник») из Софии Новгородской. Современными историки-литургисты датируют его приблизительно 70-ми годами XIV века. Он содержит в себе чин «Годины обновления священия». Этот «Требник» – древнейший из дошедших до наших дней славянских «Чиновников». В его основе, по мнению тех же исследователей, – константинопольский «Евхологий» ранней (до XI в.) редакции.[2]

В Софийском соборе доныне сохраняется немало крестов, имеющих большую историческую и культурно-художественную ценность. Один из таких крестов – Алексеевский крест, датируемый  XIV в.. Свое название он получил благодаря частично сохранившейся вкладной надписи: «В лето 68(…) писан бысть крест сий в Новегороде благословением и повелением боголюбиваго преосвященного архиепископа Олексия и поставлен на поклонение правоверным людем, а владыце архиепископу Олексию дай Бог многаа лета и здравие и спасение и детем его и всему миру». Крест является уникальным произведением средневековой Руси. Из сохранившихся рельефных крестов Алексеевский крест самый известный и выдающийся. Он вписан в круг, означающий небесную сферу, что подчеркивает вселенское значение креста и христианской веры. Все поле креста занимают многофигурные композиции христологического цикла: в центральной части, как и полагается, помещено Распятие, а на ветвях креста расположены сцены праздников: по горизонтальной оси – Рождество Христово и Воскресение Господне (Сошествие во ад); по вертикальной – Благовещение и Вознесение Господне.

Своими воспоминаниями об установке креста поделилась Главный хранитель Софийского собора Татьяна Юрьевна Царевская: «Ни с первого раза (к престольному празднику Успения), ни со второго (на Рождество Богородицы) это сделать не удалось – конструкция с крестом не состыковывалась, приходилось её увозить на доработку, возникали и иные непредвиденные трудности. Свершилось «воздвижение» Алексеевского креста только накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня,  т.е. 26-го сентября: буквально за пару часов до вечерней службы. Под скрип цепей, поднимающих крест через специальный блок, под молитвы собравшихся нескольких старушек-прихожанок крест торжественно поднялся во всю свою величину и занял отведенное ему – словно бы всегда предназначавшееся – место слева от Большого иконостаса».[3]

Еще один уникальный крест с фигуркой голубя, венчавший до войны центральный купол Софии, также богат собственной историей. После оккупации Новгорода он находился долгое время в Испании. Он был торжественно возвращен  в 2004 году в день празднования иконы Богоматери  «Знамение» и установлен на солее перед Большим Успенским иконостасом.

Немало изображений крестов оставили  после себя древние новгородцы. Особенно много граффити с различными крестами находится в Мартирьвской паперти, являющейся самым большим некрополем Святой Софии, на голосниках и в настенной живописи конца XIX века.

Крестовоздвижение для православных новгородцев и прихожан Софийского собора не только памятная историческая дата всего христианского мира, но и значимый день в истории родного храма и Великого Новгорода.

По материалам Хранительской службы Софийского собора.

 

 

[1] Царевская Т.Ю. Собор Святой Софии в Великом Новгороде. – СПб.: НП-Принт, 2019. – 72 с.: ил. С.6–7.

[2] https://o-apankratov.livejournal.com/90472.html

[3] Лепшина Л.А. Алексеевский крест: история в лицах и фотографиях. Журнал «София» №2, 2018 г. С. 25.