О некоторых возвращенных святынях Софийского собора.

За время оккупации Новгорода немецко-фашистские захватчики вывезли из Софийского собора большое количество церковных ценностей, имеющих важное историческое и культурное значение не только для Великого Новгорода, России, но и для всего православного мира в целом.

Вывозом ценностей с оккупированных территорий занималось специально организованное подразделение при Министерстве иностранных дел Германии – батальон особого назначения СС – Зондеркоммандо Кюнсберга (Sonderkommando Künsberg), созданный по инициативе И. Риббентропа, министра иностранных дел и советника Гитлера. Батальоном командовал майор войск СС фон Кюнсберг.

Два исторических иконостаса, а также моленные места оказались в Германии – в полуразрушенном состоянии.[1] Многие книги, предметы декоративно-прикладного искусства и памятники лицевого шитья утрачены безвозвратно. Из сохранившихся в ЦГАВОУ материалов фонда Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга известно, что «в Софийском соборе храмовая икона – образ св. Софии, царские врата из иконостаса одного из приделов, два трона и паникадило XVI в. вывезены профессором Заммом».[2] Уже в самом начале немецкой оккупации в Софийском соборе царила ужасающая разруха. В «Акте осмотра от 26-27 ноября 1941 г.», составленном в Таллине 4 декабря 1941 г. руководителем рабочей группы «Эстония» Г.Ф. фон Крузенштерном имеется запись: «Знаменитый Софийский собор XI в. подвергся обстрелу… В многочисленных помещениях собора в беспорядке среди щебня и камней лежат… обломки драгоценных дробниц, одежды русских князей, скульптуры из камня и дерева, литургические одеяния из шитой золотом парчи, хоругви, штандарты, церковная утварь и остатки знаменитого собрания Библий».[3]

Цель данной статьи – рассказать о трех предметах декоративно-прикладного искусства вывезенных оккупантами из Софийского собора и возвращенных обратно спустя много лет. Речь пойдет о двух крестах: каменном Алексеевским XIV в., кресте с центрального купола Софийского собора, увенчанным фигуркой голубя и лицевом покрове на раку святителя Никиты Новгородского.

Назначенный оккупантами первый бургомистр В.С. Пономарёв в своих послевоенных воспоминаниях писал о вывозе ценностей из оккупированного Новгорода: «Все предметы (литье, ризы, ткани и пр.) были перенесены в тайники на лестничной башне.  Фреска Константин и Елена в Мартирьевской паперти и Алексеевский каменный крест XIV века в западной стене собора были заложены кирпичными стенками. Бомбардировка собора советской артиллерией вызвала распоряжение германских властей об эвакуации из Новгорода в Псков художественно-археологических ценностей из Софийского собора и других новгородских храмов, что и было исполнено в первых числах июля 1942 года. Вывезенные из Новгорода иконы и другие церковно-археологические предметы были доставлены в Псков, где и хранились в иконном фонде Псковского музея в Успенской Пароменской церкви. Зимой 1943 года из Новгорода был доставлен в Псков еще Алексеевский крест, выломанный немцами из стены Софийского собора, причем была отбита нижняя его часть».[4] 

В архиве ЦГАВОУ находится отчет от 29 апреля 1944 года доктора искусствоведения Д. Роскампа, члена особого штаба «Изобразительное искусство» об упаковке ценных предметов, «спасенных» войсковой группой «Норд». В нем упоминается, что при вывозе ценностей «один из … вагонов по пути из Пскова (подвергся обстрелу) был утерян».[5] Можно с осторожностью предположить, что Алексеевский крест не покинул пределов России, оставшись в том «потерянном» вагоне. По утверждению Ю.З. Кантор «псковский след» креста в немецких архивах до сих пор не найден.

В 1957 г. крест был обнаружен Н.Н. Померанцевым на территории музея «Коломенское» около Георгиевской церкви в ящике, покрытым железом. По свидетельствам очевидцев крест находился там с 1947 г. Примечательно, что в Коломенском в это же время (с 1936 г. до смерти, последовавшей в 1948 году), жил у архитектора — реставратора П.Д.  Барановского (1892 – 1984 гг.) и работал хранителем музея-заповедника первый фотограф Алексеевского креста И.Ф. Барщевский.[6]

В Коломенском музее, благодаря усилиям П.Д. Барановского, с 30-х гг. со всех концов России собирались экспонаты по русской архитектуре, деревянному плотницкому делу, деревянной и каменной резьбе. С 1 февраля 1944 г.  в связи с организацией Комитета по делам архитектуры при СНК СССР П.Д. Барановский был назначен на должность начальника отдела реставрации главного управления охраны памятников. Каким образом крест попал из Пскова в Коломенское остается пока загадкой. Возможно, что этому мог способствовать Барановский. На официальный запрос Хранительской службы Софийского собора, администрация музея «Коломенское» сообщила, что в научном архиве и в учетной документации музея записи об Алексеевском кресте в составе коллекции отсутствуют.[7]

В июле 1965 г. отреставрированный резной каменный Алексеевский крест был передан из ГЦХРМ в Новгородский музей к открытию экспозиции по истории, культуре, искусству и реставрации Софийского собора, посвященной столетнему юбилею Новгородского музея-заповедника.[8] После возвращения Софийского собора Русской Православной Церкви Алексеевский крест был установлен возле восточной стены, между Большим Успенским иконостасом и приделом Святого Иоанна Богослова, где находится и по сей день. Более подробно об этом уникальном памятнике можно познакомиться в посвященной ему статье «Алексеевский крест: история в лицах и фотографиях» во втором номере журнала «София» за 2018 г.

Два следующих предмета, о которых пойдет речь, впервые побывали на выставке, организованной Новгородским музеем-заповедником «Музей и война. Судьба коллекций. К 75-летию освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков», которая была представлена в залах северной анфилады 1 этажа здания Присутственных мест с 18 Января – 13 Мая 2019 г.

Крест, увенчанный фигуркой голубя с центрального купола Софийского собора был изготовлен мастерами в конце XIX века из кованой меди с позолотой и установлен на храме при его реставрации на рубеже XIX — XX веков. Крест является важной исторической реликвией, с которой связаны древние предания. Во время артиллерийского обстрела он был поврежден и провис на тросах. Его сняли с купола солдаты испанской «Голубой дивизии», воевавшие на стороне Германии, разобрали на части и вывезли в Испанию. Там его снова собрали, удалив однако нижнюю косую перекладину, придав таким образом православному восьмиконечному кресту католическую латинскую форму.

Реликвия более пятидесяти лет находилась в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. В Софийский собор крест торжественно принесен 10 декабря 2004 г. – на празднование чудотворной иконы «Богоматерь Знамение». В крестном ходе к Софийскому собору приняли участие представители Испанской ассоциации без вести пропавших в России братья Гарридо, племянники первого испанского солдата, чьи останки были обнаружены и вывезены из России после войны.  Братья приняли активное участие в поиске памятника на территории Испании. Золоченый крест Софии с венчающим его голубем установлен на солее у главного иконостаса, справа от иконы «Богоматерь Знамение». В 2019 г. исполнилось 15 лет со времени возвращения креста в Софийский собор.

Покров на раку свт. Никиты Новгородского. XVII в.

Более пристальное внимание хотелось бы уделить памятнику древнерусского лицевого шитья – покрову XVII в. на раку свт. Никиты Новгородского, так как этот предмет был мало изучен.

В 1929 г. после прекращения богослужений в Софийском соборе покров святителя Никиты поступил в Новгородский музей, где хранился до Великой Отечественной войны.[9] Затем он был вывезен из музея во время оккупации Новгорода. Более пятидесяти лет покров хранился в одной из немецких семей в Германии. Следует отметить, что покров не пострадал, он не был разграблен. Жемчуг практически не имеет утрат, сохранились драгоценные камни, украшающие наперсный крест. Как известно многие памятники древнерусского шитья в синодальный период подвергались неумелой реставрации и церковной чинке; в революционные годы с церковного текстиля безжалостно спарывали жемчуг и драгоценные дробницы. Покров святителя Никиты практически сохранился неизменным, благодаря чему, имеется возможность познакомиться с образцом древнерусского шитья в первозданном виде.

В начале 1992 г. архиепископ РПЦ в г. Дюссельдорфе Лонгин (Талыпин) передал его епископу Новгородскому и Старорусскому Льву. В том же году памятник был отреставрирован в отделе реставрации тканей Государственного музея «Московский Кремль» реставратором первой категории, заведующей сектором реставрации тканей ГММК, И.М. Качановой.

Покров был изготовлен в 1672 году. На каймах хорошо сохранилась вкладная надпись. Она начинается на нижней кайме, буквы направлены наружу от средника (в квадратных скобках указаны отсутствующие буквы): «ПОСТРОЕН СЕЙ ПОКРОВ НИКИТЫ ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКАГО  ЧУДОТВОРЦА ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО ГОСПОДИНА ПРЕОСВЯЩЕННАГО ПИТИРИМА МИТРОПОЛИТА НОВАГРАДА И ВЕЛИКИХ ЛУК СОФИЙСКОЮ ДОМОВОЮ КАЗНОЮ ТРУДЫ И ТЩАНИЕ КНЯЗЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА ДАШКОВА ЖЕНЫ ЕГО КНЯГИНИ ДАРЬИ ИВАНОВНЫ В ЛЕТО 7180 В ДЕНЬ ИЮНЯ М[ЕСЯЦ]А»[10] и заканчивается на правой «СОВЕРШЕН БЫСТЬ СЕЙ ПОКРОВ ПРИ ВЕЛИКОМ ГОСПОДИНЕ ИОАКИМЕ МИТРОПОЛИТЕ ВЕЛИКОГО НОВАГРАДА И ВЕЛИКИХ ЛУК». Из надписи следует, что покров был начат в 1672 году при правящем митрополите Питириме, который в том же году был избран Патриархом Московским и всея Руси.[11] Завершен покров был уже при следующем новгородском митрополите Иоакиме в 1673 г.

Покров на раку свт. Никиты Новгородского. XVII в. Фрагмент

Фоном для средника покрова служит зеленый атлас, для изготовления каймы был выбран шелк малинового и песочного (возможно – выцветшего розового) цвета. Подкладка сшита из голубой камки, в качестве дублирующей ткани использован холст. Для вышивки, княгиня Дашкова,  выбрала дорогие привозные материалы: золотные, шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни  для вышивки нагрудного креста (четыре изумруда и один сапфир). Размер покрова — 220х106 см.

На каймах вышиты кондак и тропарь святителю Никите, буквы направлены внутрь средника. Начинается текст на левой (от святителя) кайме, на ней полностью уместился кондак. На дополнительной вставке из песочного шелка перед началом текста вышито слово КОНДАК и предположительно ГЛАС 6. Цифра исполнена в буквенном виде и напоминает букву З с титлом, она отделена от текста с двух сторон точками, а слово ГЛАС прочитывается весьма условно. Вероятно, после сборки каймы со средником, иконописец надписал слово мелом или использовал другой материал, который в процессе вышивки частично стерся, и вышивальщица выполнила это слово с ошибками. Расстояние между мачтами букв значительно шире, чем в основном тексте, надпись выглядит несколько растянутой по ширине. Текст написан вязью в орфографии XVII века: «АРХИEРЕЙСТВА САНО{М} ПОЧТЕСЯ ЧТЪ ЧТЪЙШЕМУ ПРЕСТОЯ ПРИЛЪЖНО МОЛ{Е}НИЕ ЗА ЛЮДИ СВОЯ ПРИНОСЯ ЯКО И ДОЖДЬ МОЛИТВОЮ СВЕДЕ ОВОГДА ЯЖЕ И ГРАДУ ЗАПАЛЕНИЯ УГАСI И НЫНЪ СТИЛЮ НИКИТО МОЛИ ХТА БГА СПАСТИ ЦРЯ ПРАВОСЛАВНАГО И ЛЮДИ ТВОЯ МОЛЯЩАЯСЯ ДА ВСИ ВОПИЕМ РАДУЙСЯ СТЛЮ ОТЧЕ ПРЕДИВНЫЙ».

На верхней и правой (от святителя) кайме следует тропарь, буквы также направлены внутрь средника: «НАСЛАДИВСЯ БГОМУДРЕ ВОЗДЕРЖАНИЯ И ЖЕЛАНИЕ ПЛОТИ СВОЕЯ ОБУЗДАВЪ НА ПРТОЛЕ СТЛСВТА СЕЛ НА ВЕРНЫ ЗАРЯМИ ЧЮДЕС ТВОИХЪ ОТЧЕ НАШ СТЛЮ НИКИТО МОЛИ ХСА БГА НАШ СПАСЕТ ДУША НАША».

Обращает на себя внимание расположение текста на каймах. Молитва святителю направлена внутрь средника, так как она предназначена для него, а вкладные надписи или «летописец» направлены наружу от средника, так как предназначаются для прочтения людям.

Святитель Никита изображен в рост, в святительских ризах, правая рука сложена перед грудью с именословным жестом благословения, в левой руке он держит Евангелие в  драгоценном окладе с изображением Распятия в центре. На груди святителя вышит крест из драгоценных камней в оправе на канительно-жемчужной «цепочке». Слева и справа от святого в фигурных рамках расположена именующая надпись. Святой изображен без усов и бороды, одет в крестчатую фелонь, омофор с крестами, подризник с крестами в кругах, с правого бока подвешена палица с кисточкой, на голове  святителя —  традиционная шапочка с опушкой. Епитрахиль и омофор украшены кистями с жемчужными ворворками.

Покров на раку свт. Никиты Новгородского. XVII в. Фрагмент

Иконография святителя Никиты имеет одну уникальную особенность. С 1558 года, когда его нетленные мощи были явлены миру, его изображают без бороды и усов. Это связано с тем его обликом, который был обнаружен при открытии мощей. Перед знаменщиком и вышивальщицей стояла непростая задача – в соответствии со сложившейся с  XVI века иконографией изобразить безбородый и безусый лик пожилого епископа. Они прекрасно справились при помощи графического рисунка.

Тщательно проработан головной убор, видимо повторяющий форму и украшения митрополичьих шапок XVII века. В Грановитой палате Новгородского кремля хранится аналогичная митра 1663 года.[12] Большая опушка, как на княжеских головных уборах, имитирует мех. Тулья сплошь зашита фигурами в форме «киотцев» в три ряда, выполненных швом «перышки», имитирующих, драгоценные дробницы. Низ тульи украшен жемчужными фестонами. Очень деликатно реставратор почистила от патины  и загрязнений небольшой фрагмент шитья, выполненного золотыми нитями. По прошествии 27-ти лет этот фрагмент сияет, как новый, и хотя исследования не проводились, можно предположить, что в шитье использовались нитки с содержанием золота. Хорошую сохранность также могло обеспечить содержание памятника в затененном помещении, защищенном от прямых попаданий солнечных лучей. В настоящее время в Церковно-археологическом кабинете для экспоната обеспечивается благоприятный температурно-влажностный режим.  Покров хранится в горизонтальном положении, в специально изготовленной для него витрине.

В соборе до войны сохранялся еще один покров на раку свт. Иоанна Новгородского, вышитый в светлице княгини Дашковой в 1673 году, но его участь остается неизвестной до сего дня.[13]

Л.А.Лепшина, хранитель Софийского собора.

 

[1] Кантор Ю.З. Невидимый фронт. Музеи России в 1941-1945 гг. / Юлия Кантор. – М.: Политическая энциклопедия 2017. – 334 с.; ил. С. 270.

[2] Комарова Ю.Б. Перемещение культурных ценностей из Новгорода в 1941– 1943 гг.: по материалам фонда Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга в ЦГАВОУ // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника 2002 / Новгородский музей-заповедник; сост. Ред. Т.Н. Казармщикова. Великий Новгород, 2003. С. 61.

[3] Latvijas Valits Vestures arhivs (LVVA). P-1018. 1 apr. 175.I

[4] Пономарёв В.С. Судьбы монументальных памятников Великого Новгорода // Ежегодник НГОМЗ. 2005 г. Великий Новгород,  2006. С. 243-244.

[5] Комарова Ю.Б. указ. соч. С. 63-64.

[6] Фото И.Ф. Барщевского и П.Д. Барановского.// Электронный ресурс: сайт «Яркипедия»:   https://yarwiki.ru/article/727/barcshevskij-ivan-fedorovich

[7] Письмо №34-01-09-209 от 15.02.2018 г.

[8] Письмо №453 от 20 июля 1965 года из ГЦХРМ в НГОМЗ / Архив НГОМЗ. Дело №509.

[9] Инвентарная опись Новой Ризницы Новгородского музея. Начало 1930-х гг. – ОПИ, НГОМЗ, инв. № 29843/11. Л. 55 об.

[10] Иван Иванович Дашков был стольником с 1627 г. 2-й воевода в Астрахани (1663 — 1666) (с боярином кн. Я.Н.Одоевским и С.Я.Беклемишевым). В 1671 г. —  судья Разбойного приказа, окольничий с 1685 г.

[11] «Новгородскою епархией Питирим управлял 7 лет и 11 месяцев без 6-ти дней и потом, в 1672 г. (7180) в 7 день июля, «изволением великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича… избранием и прошением Российских иерархов и всего освященнаго собора и молением государского синклита был возведен (без рукоположения, как это делалось прежде) на превысочайший патриаршеский престол Московскаго государства, в день недельный». Кафедра новгородских святителей. Жития, сведения и биографические очерки: в 3 т./ под ред. Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва; сост. Г.С.Соболева; худож. П.В.Гребенников. – Великий Новгород, 2011. Т.2: 1576-1900 гг. – 720 с.: илл. С. 1028.

[12] Митра (шапка архимандричья). Деисусный чин; евангелисты; херувимы, серафимы; Богоматерь Воплощение. 1663 г., XVIII в.г. Новгород. Вклад в Георгиевский собор в 1663 г. Поступил из Юрьева монастыря в 1930-е гг. НГОМЗ. НГМ КП 1240 ДРМ-305 ГК 4187323.

[13] Покровский Н.В. «Древняя Софийская ризница в Новгороде». Том 2. Приложение. Табл. XV. СПб., 1913.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *