Неделя о мытаре и фарисее

21 февраля 2021 года, в Неделю о мытаре и фарисее, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня на Литургии мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Когда в храме читается этот евангельский отрывок, то значит, что приближается время Великого поста. Начиная с этого воскресенья на богослужениях мы слышим песнопения из Постной триоди, книги, где собраны тексты подготовительных недель к Великому посту, а также и Святой Четыредесятницы. В ней звучит тема покаяния, обновления, встречи с Богом и тема поста как весны для души. В своей притче Спаситель рассказывает о том, что в храм вошли два человека: один фарисей, а другой мытарь, и каждый молился по-своему.

 

Фарисей благодарит Бога, но на самом деле он возвеличивает себя, его молитва обращена к нему самому, он перечисляет свои заслуги, что он постится два раза в неделю, жертвует десятую часть на храм, и что он не такой, как все остальные грешники, и даже как этот мытарь, который стоит где-то позади. А мытарь, не имея даже сил воззреть на небо, молится, опустив глаза: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Спаситель, заканчивая эту притчу, говорит, что последний пошёл домой оправданным более, нежели фарисей. Наверное, те, кто слышал Христа в этот момент, очень удивились. Они не ожидали услышать, что Христос превознесет мытаря, потому что трудно подобрать более непохожих людей для этого рассказа, какими были фарисей и мытарь.

 

Слово «фарисей» в Евангелии часто выступает как синоним лицемерной праведности, ханжества, но не будем забывать и о том, что фарисеи были духовными учителями народа. Они были уважаемыми людьми, они предали всю свою жизнь изучению Закона Божия и его толкованию, они были окружены всеобщим почитанием в отличие от мытарей. Мытари поступили на службу к римлянам, которые когда-то завоевали Палестину, и они считались предателями, к ним относились хуже, чем к язычникам. Для мытарей не было места в том царстве Мессии, который должен прийти, как думали иудеи, как земной владыка, чтобы восстановить владычество Израиля, династию царя Давида и уничтожить и римлян, и мытарей — тех, кто им служит. Одного из них Христос ставит в пример, что он более оправдан перед Богом, чем «праведный» фарисей.

 

Когда мы слышим эту притчу, то, конечно, чувствуем нравственный урок Евангелия и не хотим отождествлять себя с фарисеем, мы согласны быть смиренными, как мытари. Но так ли мы далеки от фарисейской праведности? Ведь, что бичует Спаситель, когда Он обличает фарисеев? Наружное благочестие. Прежде всего, это вера в то, что своими делами они могут заслужить себе спасение. Новый Завет учит нас, что спасение — это дар от Бога, что мы своими делами никогда не можем его заслужить, какими бы мы ни были хорошими, по сравнению со святостью Бога, мы все безусловные грешники и преступники Закона. Если бы мы могли своими добрыми делами стать достойными спасения, то и не нужен был бы Спаситель Господь наш Иисус Христос.

 

Фарисеи увлекались именно внешними делами благочестия. В Законе было множество заповедей, и так трудно было помнить о главной заповеди — о любви и не увлечься внешней праведностью, чтобы показать себя праведными перед людьми, которые уважали этих духовных наставников. Фарисеи часто именно изображали из себя праведников, потому что каждый добросовестный человек, а такие были и среди фарисеев (вспомним Никодима, который приходил ко Христу), понимал, что перед Богом нет праведного ни одного, все нуждаются в спасении. Если спросить нас о том, что делает нас православными людьми, то что мы ответим? Что нужно ходить в храм, поститься, носить крестик и т. д., то есть мы начинаем перечислять внешние атрибуты, которыми как раз и увлекались фарисеи. А где в Евангелие мы прочитаем об этих внешних проявлениях нашей веры? О чем учит Христос Спаситель на протяжении трех с половиной лет? О чем Его проповеди, беседы и притчи? О любви Бога к человеку, и о том, что мы должны быть достойными этой любви, любя ближних наших.

 

Если бы мы на вопрос, что делает человека православным христианином, ответили бы, что любовь к Богу и ближнему, то мы были бы близки ко Христу, к подлинному пониманию смысла нашей веры. Но мы готовы себя отождествлять с грешным мытарем, и так легко сказать: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13), когда эта молитва мытаря стала частью нашего молитвенного правила, когда в Церкви звучат покаянные песнопения, когда мы говорим, приступая к Чаше: «От них же, — то есть от грешников, — первый есмь аз». Легко так говорить, но, когда за пределами храма какой-то человек, родственник, сосед, сослуживец, укажет нам только лишь на один наш недостаток, скажет одно неприятное слово, то что происходит? Вражда или же мы будем долго копить в себе злость и обиду, не сможем простить и этой злостью уничтожаем свою духовную жизнь, разрушаем самих себя.

 

Так что эта притча напоминает нам о том, что мы не достигли ни того доброго, что было в фарисейской праведности, ни того подлинного покаяния, которое было у мытаря. Следует исполнять Закон, но нужно не возвеличиваться, а смирять себя перед Богом и перед людьми, чтобы пойти из храма в свой дом более оправданным, по слову Спасителя. Но, что значит оправданным? Это ещё одно слово, которое нуждается в толковании. Для современного человека оправдание звучит почти как оправдание школьника перед учителем, когда первый пытается объяснить, почему он опоздал на урок. Но разве это имеет ввиду Евангелие или апостол Павел в своих посланиях, где говорит об оправдании, которое дается нам Богом во Христе? Оправдание — это праведность. Нам даруется праведность, и в этих словах Христос говорит, что этот всеми презираемый мытарь, грешник и практически изгой для всего общества того времени, более праведен, нежели фарисей перед Богом.

 

Парадокс, оказывается, что Господь смотрит на вещи не всегда так, как мы, да и в Писании сказано, что Его мысли — не наши мысли, и то, что нам кажется праведным и верным, может приобретать совсем другой вид с точки зрения Божественной любви. Господь зрит истинную природу вещей, никто не скрыт от него, мы все перед ним обнажены, Он видит, что происходит в сердце человека. Потому Он и сказал о мытаре, об этом внешнем грешнике, но, на самом деле, человеке, который стал ближе к Богу, благодаря своему смирению, что он более праведен, чем фарисей. И мы должны помнить, не только прямой смысл притчи о том, что нельзя требовать у Бога того, что нам кажется праведным и полезным, чего мы хотим и не получаем, потому что Господь каждого из нас видит с точки зрения вечности, с точки зрения нашей подлинной пользы. И вместо того, чтобы роптать на Бога, обижаясь, что мы не получаем что-то просимое, Его следует благодарить за все обстоятельства нашей жизни, за то, что происходит с нами, потому что часто нелегким, тернистым путем Господь и ведет нас к жизни вечной.

 

Мы ещё продолжаем находится в свете праздника Сретения Господня. Этот праздник говорит о том, что происходит не только встреча Младенца Христа и старца Симеона, но встреча Бога со всем человечеством, а в лице человечества и вообще со всем творением. Эта встреча, которая имеет также вечное измерение, это не только то событие, которое когда-то произошло в Иерусалимском Храме, а то, что происходит в нашей душе, когда мы обретаем Бога, приходя к вере, когда мы встречаем Его в ближних наших, согласно притче о Страшном Суде, и оказываемся способными послужить Христу в лице ближних. Это тоже встреча с Богом, которая, если она происходит здесь на земле, и она подлинная, продолжается и в вечности. Это встреча с Богом, которая не имеет границ земной жизни, свет, перед которым отступает не только мрак человеческого греха, но мрак смерти и мрак ада, за что мы и прославляем Христа, Истинного Света, явившегося в мир ради каждого из нас, ради жизни вечной и спасения мира».

 

Затем было совершено славление перед иконой праздника.

Накануне вечером, 20 февраля 2021 года митрополит Лев совершил всенощное бдение в Софийском соборе.

Его Высокопреосвященству также сослужили клирики Софийского собора протоиерей Александр Ранне, протоиерей Алексий Судоса, иерей Николай Полозов, иерей Феодора Середа.

На утрене после чтения Евангелия митрополит Лев удостоил клирика собора иерея Феодора Середу права ношения камилавки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *